-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬еро€тно

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) Photos_of_Ukraine —верхъестественное

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 24.01.2013
«аписей: 20
 омментариев: 41
Ќаписано: 174


ѕравда и вымысел: √раф ƒракула, истори€ одной дискредитации

¬торник, 23 ‘еврал€ 2016 г. 11:32 + в цитатник
÷итата сообщени€ Trianf

√раф ƒракула — один из самых медийных персонажей. ќднако немногим известно, что носивший это прозвище господарь ¬алахии ¬лад ÷епеш совсем не походил на тот образ, который уже больше ста лет тиражирует массова€ культура.

¬алашский √розный

«¬згл€д очей его — молни€, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь всЄ это, как молни€ сквозь тучи, проблЄскивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа...»

“ак писал Ѕелинский о русском царе »ване ¬асильевиче, однако подобна€ характеристика вполне подошла бы и другому грозному владыке — валашскому господарю ¬ладу III ÷епешу, жившему столетием раньше. ћежду этими двум€ правител€ми гораздо больше общего, чем может показатьс€ на первый взгл€д. ќба принадлежали к православной вере и владели церковнослав€нским €зыком. ќба рано лишились родителей и, несмотр€ на высокий сан, подвергались притеснени€м в детстве и отрочестве. ќба €вл€лись одними из наиболее образованных людей своей эпохи. », наконец, оба демонстрируют пример того, как €ркий фольклорно-литературный образ практически полностью подмен€ет реально жившего человека, в итоге име€ очень мало общего с исторической действительностью.

–ождение вымысла

¬ конце XV века на древнерусском €зыке создаЄтс€ уникальный пам€тник светской литературы — небольша€ «ѕовесть о муть€нском [румынском] воеводе ƒракуле». ¬есь текст, по сути, представл€ет собой цепочку новелл, демонстрирующих тот или иной пример жестокостей господар€, запредельных даже по меркам не отличавшегос€ гуманизмом позднего —редневековь€.

—кажем, однажды ƒракула, проиграв битву с венгерским королЄм, был пленЄн и брошен в темницу на 12 лет (реальный исторический факт). ќднако, гласит «ѕовесть», даже в заточении воевода «не оставил злого обыча€, но мышей ловил и птиц, и казнил их тако: иных сажал на кол, иным отсекал головы, а иных, ощипав перь€, отпускал».

ѕроблема «ѕовести о ƒракуле» в том, что это интереснейшее произведение написано спуст€ около 10 лет после смерти ¬лада III, скончавшегос€ в 1476 году.

јвтором текста считаетс€ ‘Єдор  урицын, дипломат »вана III, посетивший венгерского корол€ ћатве€  орвина и молдавского господар€ —тефана ¬еликого с посольством в 1482-84 годах.

ќднако был ли  урицын в соседних “рансильвании и ¬алахии, где жил и царствовал ÷епеш, — в точности не известно. Ѕолее того, в «ѕовести» практически нигде не упом€нуты дата и место совершени€ описываемых жестокостей; по форме и содержанию это скорее публицистическа€ стать€, а не историческа€ хроника. ¬ то же врем€ дл€ написании своей «ѕовести»  урицын частично использовал анонимный памфлет о €кобы имевших место жестокост€х ƒракулы, написанный по приказу венгерского корол€ в 1463 году.

«ачем же венграм понадобилась дискредитировать соседа? ќ том поговорим далее.

“ри имени

»так, ¬лад III родилс€ под династической фамилией Ѕасараб (от которой, кстати, происходит название Ѕессарабии — одной из областей средневековой –умынии). ƒостоверно неизвестно, когда именно, —считаетс€, около 1430 года.

ѕрозвище «ƒракул», или «ƒракула», которое носил при жизни, может быть переведено соответственно как «ƒракон» или «—ын дракона».

ќтец ¬лада (а, возможно, и сам ¬лад) состо€л в рыцарском ќрдене св€того √еорги€, адепты которого носили на одежде изображени€ зми€, поверженного их св€тым покровителем.

ѕо одной из версий, в числе основателей этого ордена был павший в битве с турками на  осовом поле сербский герой ћилош ќбилич. «адачей ордена — единственного православного духовно-рыцарского ордена —редневековь€ — €вл€лась защита православной веры. “аким образом, можно предположить, что одним из мотивов очернени€ ƒракулы была его де€тельность на этом поприще — как увидим далее, весьма значительна€.

Ќаконец, третье им€ — ÷епеш, означающее: «Ќаколосажатель» — стало широко употребл€тьс€ европейцами лишь через 30 лет после смерти воеводы (а, как видим, при его жизни простые люди, оказываетс€, и знать не знали, что их господарь — мучитель и тиран).

ѕрид€ к власти в 1456 году, ¬лад расправилс€ с валашскими бо€рами, повинными в заговоре, приведшем к гибели его отца и старшего брата.  оличество насаженных на кол составило пор€дка 10 (прописью: дес€ти) человек. —обственно, это единственные исторически подтверждЄнные жертвы ÷епеша из числа собственных подданных.

Ћегенды, впрочем, утверждают иное. якобы господарь с придворными частенько обедали под насаженными на кол трупами (напомню, достоверность сей историйки остаЄтс€ исключительно на совести автора уже упом€нутой «ѕовести о ƒракуле»). ќднажды слуга ÷епеша не смог вынести вонь, исходившую от гниющих тел, и тогда деспот велел насадить его на самый высокий кол, приговарива€: «“ам смрад до теб€ не дойдЄт».

ј если серьЄзно, то, вступив на престол, ¬лад III начал централизацию государства, создал ополчение из свободных кресть€н дл€ борьбы с османами и венграми, перестал платить дань турецкому султану. ¬ 1462 году заставил отступить вторгнувшуюс€ в ¬алахию стотыс€чную армию самого ћехмеда II. ѕо легенде, углубившись на территорию кн€жества всего на несколько миль, войско недавнего покорител€  онстантинопол€ в страхе повернуло назад: все эти несколько миль вдоль дороги сто€ли коль€ с насаженными турками…

¬ек массовой культуры

¬торое рождение валашский господарь обрЄл в 1897 году, с выходом в свет готического романа Ѕрэма —токера «ƒракула», впоследствии ставшего культовым произведением масс-культуры.

якобы граф ƒракула, прокл€тый кем-то из своих бесчисленных жертв, после смерти восстал из могилы, переродившись в вампира.

Ќасто€щий ÷епеш никаким графом, конечно, не был; звучный титул —токер добавил ради готической красивости. ≈го герой жесток и кровожаден, однако, как и полагаетс€ инфернальному аристократу, не лишен и благородно-романтических черт…

Ќо как бы ни трансформировалс€ образ ƒракулы, следует отдать должное современным румынам, которые сделали из его кровавых де€ний не национальную трагедию, а высокодоходный туристический бизнес. —егодн€ в каждом втором замке “рансильвании вам расскажут леден€щие душу истории из жизни ÷епеша, который чуть ли не пр€мо вот в этой башне пил кровь невинных жертв. » никого не смущает, что оный замок построен спуст€ сто-двести лет после смерти великого господар€.

истори€




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку